Все чаще в медицинской прессе (включая публикации в интернете) встречается описание когнитивных тренингов, существенно улучшающих состояние пожилых людей, страдающих когнитивными расстройствами.
Каким образом обучение может повлиять на качество жизни пожилого человека? Рассмотрим этот вопрос с физиологической точки зрения.
Белое вещество составляет половину нашего мозга. Когда мы учимся, в клетках этого вещества происходят изменения, которые полностью отличаются от процессов, характерных для серого вещества.
Приобретение нового навыка приводит к синтезу нового миелина — вещества, образующего миелиновую оболочку нервных волокон. Эта оболочка отвечает за электроизоляцию нервных волокон и скорость передачи электрического импульса.
Миелиновая оболочка служит для изоляции нервных волокон, ускорение проведения импульса, сохраняет ионные потоки, служит опорой нервных волокон.
За обработку информации отвечают нейроны в сером веществе. Они «общаются» через синапсы. Представьте, что это верхний слой почвы, а под ним есть миллиарды нервных аксонов (длинных цилиндрических отростков нервной клетки, по которому нервные импульсы идут от тела клетки(сомы) к иннервируемым органам и другим нервным клеткам.
Картинка из Википедии
Аксоны составляют сложные схемы, подобно подземным кабелям.
Эти плотные пучки кабеля в белом веществе мало интересовали неврологов, так как на первом месте было изучение способов обработки информации и формирование синаптических связей.
Тем не менее, важно не только «проложить рельсы» между двумя пунктами назначения, но учесть все факторы, обеспечивающие быстрое и безопасное «путешествие», то есть передачу сигналов по «кабелю».
Так вот: скорость передачи импульсов через нервные аксоны зависит от миелина.
Патологии миелиновой оболочки вызывают такие болезни, как рассеянный склероз: импульсы не могут выйти за пределы поврежденного изолирующего материала, и нейронная цепь выходит из строя.
При рассеянном склерозе это выражается в резком ухудшении зрения или трудностях при ходьбе.
В головном и спинном мозге миелин образуется из глиальных клеток под названием «олигодендроциты». Эти клетки развиваются из незрелых глиальных клеток (предшественников олигодендроцитов).
Любопытно, что большое количество незрелых глий сохраняется и у взрослого человека. Они составляют 5% всех клеток в головном мозге.
Они повышают скорость передачи импульсов в цепи, и таким образом «включают» механизм обучения.
Чтобы проверить эту гипотезу, исследователи из Университетского Колледжа Лондона стали изучать генетически измененных мышей, у которых отсутствовала способность синтеза олигодендроцитов. Мышам давали препарат«тамоксифен», чтобы в любой момент заблокировать этот процесс.
Исследователи хотели выяснить, как мыши будут справляться с препятствиями. Для этого из ходового колеса, расположенного в клетке, удалили несколько перекладин. Поначалу все мыши испытывали затруднения, но животные из контрольной группы, у которых сохранилась возможность производить олигодендроциты и миелин, быстро приспособились к новым условиям.
Мыши, лишенные способности производит миелин, гораздо медленнее решили эту задачу. Эффективность обучения была значительно снижена, независимо от изменений синаптических связей в сером веществе.
За 4-6 дней у мышей увеличилось число незрелых глиальных клеток, а по истечении трех недель образовалось большое количество новых олигодендроцитов.
Исследования с участием людей показали, что после начала освоения новой компьютерной игры структура белого вещества начинает меняться в течение двух часов.
В процессе старения образование нового миелина уменьшается. Но обучение и двигательная активность замедляет потерю миелина и улучшает целостность белого вещества в мозге. Синтез белков миелина стимулируется электрической активностью в аксонах, и олигодендроциты, контактирующие с аксонами, начинают стремительно формировать миелин.
Таким образом, после многолетнего изучения синапсов неврологи обнаружили, что процесс обучения зависит и от белого вещества, то есть не нервных клеток. Не ясно, как олигодендроциты «распознают», где именно нужен синтез миелина, то есть, как они чувствуют электрическую активность в аксонах.
Если здесь задействованы молекулярные механизмы, то идентификация таких молекул позволит найти новые подходы к лечению расстройств нервной системы и психических заболеваний.
Если отвлечься от умных медицинских терминов, то остается следующее — учеба и активная деятельность препятствуют развитию болезней, связанных с потерей миелина. Таким образом главный герой фильма «Стажер» совершает очень верный поступок — устраивается на работу, где ему предстоит много учиться и осваивать новые технологии.
С этой же точки зрения, увеличение пенсионного возраста, вынуждающее людей работать дольше — не такое уж и зло.
Вывод, который напрашивается сам собой: учиться, учиться и ещё раз учиться.